|
|
|
Об аэрографе.
Аэрограф - это инструмент, который позволяет
рисовать посредством струи распыленной цветной жидкости. Контроль этого
потока зависит от давления воздуха при распылении, консистенции краски
и расстояния от инструмента до живописной поверхности.
Чтобы понять
работу аэрографа, рассмотрим, как работает пульверизатор, состоящий из
двух соединенных под определенным углом трубочек (рис. 1). Если трубка
(а) опущена в баночку с жидкой краской (рис. 2), а воздух энергично
выдувается сквозь горизонтальную трубку (b), давление засасывает
краску.
Смешиваясь с воздухом, краска распыляется и выбрасывается вперед. На
рис. 3 показана схема типичного аэрографа. Рычаг (а), который держится
приподнятым пружиной, закрывает клапан (b). Когда художник нажимает
пальцем рычаг (а), воздушный клапан (b) открывается и воздух
устремляется дальше по корпусу аэрографа, засасывая краску, которая
пульверизируется через сопло-наконечник (с). Из этой принципиальной
идеи возник целый ряд усовершенствованных систем, позволивших более
тонко, более совершенно регулировать давление воздуха и толщину струи.
Из истории
аэрографии.
Более 35 тысяч лет назад на территории современной южной Франции
доисторический художник подул в костяную трубочку, наполненную
растительным красителем - и вот на стене пещеры появилось изображение
могучего мамонта. С этого и началась история аэрографии. Изобретателем
современной техники airbrush, то есть "воздушной кисти", принято
считать господина Эбнера Пилера (Abner Peeler) - это его рисунки в 1878
г. вызвали волну интереса к новому виду искусства. Через три года,
насладившись произведенным эффектом, господин Пилер продал права на
свое изобретение фирме "Либерти Уолкап" (Liberty Walkup) за $700 и стал
обеспеченным человеком, по крайней мере, на некоторое время. А фирма
взяла дело в свои крепкие коммерческие руки, и под ее патронажем в 1883
г. была основана компания "Рокфорд Эйрбраш" (Rockford Airbrush). Она
занялась производством и продвижением продукции, выполненной в этой
технике. Господин Пилер, тем временем, не сидел без дела, а продолжал
радовать всех новыми изобретениями. Он явил миру два дополнительных
устройства к аэрографу, которые значительно упростили работу.
Современные аэрографы работают по принципу "воздушной кисти" Пилера.
Аэрография обязана своей популярностью развитию фотографии.
"Бесконтактная" техника позволяет получать как четкие и тонкие, так и
размытые контуры и линии, что по восприятию очень близко к качеству
фотоснимка.
Некоторые "аэрокартины" вполне можно принять за фото. Кстати, и
фотографы активно использовали airbrush для ретуши, раскрашивания
черно-белых снимков, добавления новых деталей или изменения пейзажей.
Последние два пункта были доступны только богатым заказчикам - зато
взглянуть на цветную фотографию какого-нибудь мистера Твистера на фоне
египетских пирамид приходили смотреть целыми семьями. Бум аэрографии
начался и на коммерческом фронте. Рисовали плакаты, афиши, рекламные
картинки в модные журналы, отраслевые изображения: технические рисунки,
где необходима фотографическая точность и иллюстрации к медицинским
изданиям, наглядные пособия для медицинских учреждений, в которых
зрителю важно передать осязаемость, форму живой ткани. А когда в
середине ХХ века стал популярен поп - реализм, аэрограф заслуженно
занял прочное место среди инструментов современного художника.
Появились настоящие мастера, достойные продолжатели славного дела
господина Пилера. Интерес к технике аэрографии растет, чему
способствует развитие промышленного и рекламного искусства, наступающая
экранная культура - время телевидения и компьютеров. Весь мир знает
имена мастеров-аэрографов: Бориса Валеджо (Boris Valejo), Луиса Ройо
(Luis Royo), Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) и многих других...
|
|
|
|